Смешанные техники поиска свободы: современные российские художники перед лицом перемен
 / 

Написать нам

Смешанные техники поиска свободы: современные российские художники перед лицом перемен

Автор: Инесса Гардер

Contemporary art

“Только творчество, которое наполнит своей энергией весь мир, сможет объединить нас” Эль Лисицкий

В нынешнем политическом климате определение термина «свобода» привлекает пристальное внимание художников, в который раз в истории искусства. Молодые художники из России стремятся к образам свободы так, как будто от этого зависит их жизнь.

В этой статье мы выделяем шестерых современных творцов из Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска в различных областях: смешанные техники живописи, фотография, арт дирекция. Общей чертой практики этих творцов является непрекращающийся поиск свободы и определения того, что она для них значит. Эти художники воспринимают себя как явление и стремятся познать его через свое творчество. Они самоотверженно ищут внутри себя что-то объективное, что-то сущностное, чтобы найти путь освобождения от внешних ограничений. Эти изображения заряжены энергией, и художники обретают желанную свободу в своем искусстве.


Получите удовольствие от этого. Елена Резникова, акварель на стекле и рабочие чертежи, 2021

Елена Резникова — московская художница, в последнее время принимающая активное участие в культурной жизни российской столицы. Она словно впитывает в себя различные энергии и события, которые постоянно разворачиваются в городе, «который никогда не спит», и ей удается в блестяще-безумной манере выражать коллективное душевное состояние мегаполиса.

В своей недавней серии коллажей в смешанной технике Елена находит путь к свободе индивидуального самовыражения. Название серии «Непостоянные мечты в эпоху перемен » предполагает трансформацию, качественное изменение состояния бытия, словно то, что было в форме льда, стало быстро текущим потоком. Елена сопоставляет свободные формы акварели, разлитой по стеклу, с прямыми и повторяющимися линиями технических чертежей. Это может быть намеком зрителю искать выход из репрессивной системы и вырваться в личную творческую свободу.

«Любовь с первого взгляда». Наиля Кублашвили, моно печать на бумаге с цифровым добавлением фона, 2020 г.

Наиля Кублашвили погружается в бесконечное пространство эмоций, чтобы узнать, кто она на самом деле и как освободить себя с помощью своей художественной практики. В серии коллажей в смешанной технике под названием «Прекрасные противоречия» она исследует множество личностей, присутствующих в каждом человеке. Она задается вопросом, какую из этих идентичностей можно было бы на самом деле назвать «Я», если они меняются так быстро и так внезапно. Исследуя многочисленные «я», словно увиденные в разбитом зеркале, она ищет неизменную сущность, константу, которая, как она утверждает, состоит из чистой свободы духа.  

Наиля использует кальку, коллаж, технику печати и монохромные отпечатки на бумаге, чтобы усилить это присутствие многогранного «я». Каждая работа в этой серии относится к определенному эмоциональному состоянию, которое художница испытывает в жизни и, таким образом, исследует их через свой собственный непосредственный опыт. Эти эмоциональные состояния, по сути, универсальны для человечества, и ее зритель видит себя в работах Наили. 

Поздравления, Соня Нечай, 2022. Тушь, бумага.

Соня Нечай также прибегает к деконструкции личности, однако ее путь к свободе лежит через особенности человеческого травматического опыта. Границы переломных моментов жизни, то, как раскалывается сознание человека при столкновении с травматическим событием, выражается через реконструкцию человеческих форм. Основной материал творчества Сони – тушь. Она создает контрастное пространство, которое усиливает ощущение трансформации. Архетипы множественных состояний Я, объединенных в один страдающий от боли организм, изображены в сюрреалистическим ключе.

Разрушение привычной структуры человеческого тела порождает тревожность восприятия, однако раскрывает многообразие возможных прочтений, зависящих от жизненного опыта зрителя. В работах Сони есть множественность смыслов, и одна интерпретаций может заключаться в том, что только пройдя через самые темные пространства, мы можем найти свой путь к свету. Можно ли это воспринимать как обнадеживающее послание в современном деформированном мире? Может ли свобода лежать за пределами травм и разрушений?
Фотопроект «Горящий человек», 2021 г. Макияж и стиль @tumanovt Org @kornilova_project Photo @tatiana_korr

Анатолий Туманов — мультидисциплинарный художник из Челябинска. Его практика включает в себя фотографию, стилизацию художественных фотосессий и режиссуру сценического образа. Такой размах художественного подхода впечатляет. Когда мы спросили художника, что его больше всего привлекает, он ответил: «Развязанные руки — вот что представляет собой настоящий интерес!». Действительно, практика Анатолия — это многогранный манифест о свободе творческого самовыражения, которое является основной причиной того, почему Анатолий вообще занимается искусством.

В своем недавнем художественном фотопроекте «Горящий человек» Анатолий исследует понятия творчества и свободы через изображение отношений между мужчиной и женщиной в мечтательно-мифической форме. Мы наблюдаем душу мужчины, как бы расщепляющуюся надвое, и божественная женская сущность проявляется из своего рода звездной пыли, исходящей из тела мужчины на первом изображении. Это - образ свободы, которая может быть достигнута и прожита в союзе, когда двое разделяют одну духовную сущность в дуальном материальном мире.


Союз 1, Лина Смаль, 2021

Еще один автор, который исследует концепцию свободы через отношения, —  это Лина Смаль: арт-директор, продюсер и художник по образам из Санкт-Петербурга.

Лина работает с человеческими эмоциями в отношениях. Ее работы говорят зрителю о двойственности мира через отношения между двумя людьми. Встречи, союзы, расставания... Лина задает вопрос: "Люди вступают в отношения по своей воле или просто следуют чужим желаниям и нормам общества? Действительно ли сказка заканчивается словами «долго и счастливо»? Под маской благолепия перед обществом скрываются настоящие эмоции. Истинные желания, раздавленные стыдом перед воображаемыми правилами. И самое главное, кто мы на самом деле.  В своей нынешней практике Лина еще глубже погружается в концепцию двойственности и задается вопросом, что можно найти за ее пределами. Во впечатляющей фото работе под названием «Союз 1» пара помещена за геометрической структурой закрытых дверей с шестью проемами круглой формы, как бы намекая на то, как мало у нас свободы, когда дело касается отношений и брака. Лица мужчины и женщины выражают эмоции безразличия или даже враждебности, а пальцы их рук переплетены, что свидетельствует о закрытых сердцах и неизбежной раздельности двух душ, которые были вынуждены обществом вступить в союз. Работа Лины чрезвычайно актуальна в современном мире, где концепция союза между мужчиной и женщиной подвергается сомнению и видоизменяется, а люди ищут новые пути к счастью и свободе в любви, к которой они так стремятся.   

Вечная любовь, Леся Букайтис, 2021

Леся Букайтис ранее была инвестиционным банкиром, но всегда увлекалась фотографией, с которой ее познакомил отец, когда она еще была ребенком. Будучи также путешественником и любителем архитектуры, она всюду видит границы форм, текстуры и игру света, находя баланс между элементами, спокойствие в мелких деталях и обширных пейзажах, поэтичность в геометрии. Ее стиль свободы обнаруживается в мимолетной красоте вечности и хрупкости окружающего мира.

Вместо того, чтобы просто документировать и изображать архитектуру, она использует ее как отправную точку к абстракции. Она создает свой собственный мир тонкой грации из света и тени, опираясь на неопределенные неоднозначные формы, которые ненавязчиво намекают на то, насколько в конечном счете свободен и любим каждый из нас в сокровенной глубине души, независимо от любых внешних обстоятельств, которые могут постигнуть современный мир.