Цикл лекций об искусстве Импрессионизма с Людмилой Стрельцовой
4 лекции об искусстве Импрессионизма.
«Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие)». Александр Блок.
Вы замечали, что, любуясь картинами, мы не можем объяснить, почему они нам нравятся?Среди множества картин в музее лишь какая-то одна вдруг завораживает нас. Почему именно она? Что происходит с нами, когда мы застываем перед ней, забыв обо всем?Если вдуматься, всё очень просто — берётся ткань, краски, кисти — и художник пишет. Но вот здесь и происходит волшебство! Художник из простых предметов материального мира создаёт что-то магическое, удивительное. То, что вызывает в нас различные чувства и эмоции, что заставляет нас плакать, смеяться, грустить и даже злиться. Как это происходит?
Как пишет Википедия, «Импрессиони́зм (фр. impressionnisme — «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX-начала XX века, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.
Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Главными сюжетами картин Клода Моне были свет и воздух, а главным принципом работы — быстрое изображение увиденного в моменте. На лекции познакомимся с Моне-человеком, а не Моне-брендом. С человеком, главной музой для которого стала живая природа.
Ренуар любил писать людей, которые веселятся, пьют и танцуют, Писарро стремился плотными мазками изобразить свет, Дега — это неожиданные предметы, перерезающие и заслоняющие главных героев, а фигуры на картинах Берты Моризо словно вот-вот растворятся в пространстве. На лекции разберёмся, почему новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его.
расписание
-
Лекция 1. КАК ЧИТАТЬ КАРТИНЫ
«Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие)». Александр Блок.
Вы замечали, что, любуясь картинами, мы не можем объяснить, почему они нам нравятся?
Среди множества картин в музее лишь какая-то одна вдруг завораживает нас. Почему именно она? Что происходит с нами, когда мы застываем перед ней, забыв обо всем?
Если вдуматься, всё очень просто — берётся ткань, краски, кисти — и художник пишет. Но вот здесь и происходит волшебство! Художник из простых предметов материального мира создаёт что-то магическое, удивительное. То, что вызывает в нас различные чувства и эмоции, что заставляет нас плакать, смеяться, грустить и даже злиться.
Как это происходит? Да, мы все верим в творческую гениальность мастера!
А вот Василий Суриков утверждал, что в композиции есть какой-то непреложный закон, когда в картине нельзя ничего ни убрать, ни добавить, даже лишнюю точку поставить нельзя, это настоящая математика.
Математика!
Известный французский архитектор и теоретик архитектуры XIX в. Виолле-ле-Дюк считал, что форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой.
Выходит, не следует бояться математики, она вовне и внутри нас. За кажущейся простотой и случайностью живого восприятия окружающей действительности скрывается математика. Когда мы слушаем музыку, наш мозг занимается алгеброй. Когда мы смотрим на что-либо, наш мозг занимается геометрией. У человека не может возникнуть отношение к предмету, чувство, эмоция, пока мозг не произвел «измерение», сравнение этого предмета с уже имеющимся в памяти чем-то подобным. Впереди идет математика, а только потом возникает чувство. Эту работу мозг производит мгновенно, потому мы ее не замечаем и не осознаем и нам кажется, что чувство возникает сразу.
Художники об этом знают и применяют эти знания и законы. И «ведут» зрителя по картине по задуманному плану, в котором всё подчинено выявлению смысла, идее произведения, наиболее полному и ясному раскрытию его содержания, с закономерностями зрительного восприятия и эмоционального воздействия на зрителя.
На лекции «Как читать картины» мы сможем заглянуть в закулисье создания картин и научимся считывать эти правила, законы и приёмы. -
Лекция 2. ИМПРЕССИОНИЗМ.
Как пишет Википедия, «Импрессиони́зм (фр. impressionnisme — «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX-начала XX века, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Основой импрессионистического метода, который можно охарактеризовать как квинтэссенцию живописи, является восприятие и изображение объектов окружающей художника действительности не автономно, а в тесной связи с окружающей пространственной и световоздушной средой: рефлексами, бликами, тепло-холодных отношениях света и тени; шире — запечатлеть само пространство и время».
Вообще, XIX век, начавшись в величественных декорациях позднего классицизма, завершился модерном — стилем, стремившимся спасти мир красотой. Внутри этих границ — наполеоновские войны и национально-освободительные движения в разных странах, укрепление и расцвет буржуазии, развитие промышленности, науки, торговли и рождение новых направлений в искусстве. Одно их них — импрессионизм. Стиль, который должен был появиться именно тогда.
Критики, после посещения выставок этих художников были очень остроумны в своих разгромных рецензиях.
Вот, например, фрагмент статьи Альбера Вольфа в газете «Figaro»: «Это так называемые художники присвоили себе титул непримиримых импрессионистов; они берут холст, краски и кисть, наудачу набрасывают несколько случайных мазков и подписывают всю эту штуку… Это ужасающее зрелище человеческого тщеславия, дошедшего до подлинного безумия. Заставьте понять господина Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения…»
Сейчас мы восхищаемся картинами этих смелых художников, а их современники испытывали целую гамму чувств, далекую от восхищения.
На лекции мы поговорим о том, когда же зародилось это революционное направление, что и кто стоял у истоков, что повлияло на желание художников показать нам мир по-другому. А еще — станет ясно, какую роль в процессе возникновения и становления импрессионизма сыграли Академия искусств, парижская канализация, железная дорога и ипподром, японская гравюра, тюбик для краски и фотография. -
Лекция 3. МОНЕ.
Самостоятельно научившись рисовать, четырнадцатилетний Клод Моне приобрёл немалый опыт, рисуя занятные карикатуры на самых знаменитых людей Гавра. Эти исполненные доброжелательного юмора первые работы, выполненные карандашом и углём, очень рано привлекли к Моне внимание жителей города. У молодого художника появляется «клиентура», каждый хочет получить свою карикатуру, и он продаёт их по цене от десяти до двадцати франков. В этот период Моне знакомится с творчеством пейзажиста Эжена Будена, отличавшегося от своих современников тем, что пишет на натуре. Поначалу Клод Моне критически относился к методу Будена, но познакомившись с ним лично, решил присоединиться к нему и тоже попробовать писать на открытом воздухе - в результате природа заворожила его как живописца на всю жизнь.
24 апреля 1874 года открывается выставка Анонимного общества художников живописцев, скульпторов, граверов в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинов в Париже. Там выставляются художники, объединённые страстным желанием отмежеваться от официальной живописи, представленной в Салонах.
Тогда именно пейзаж Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» стал поводом для разгромных рецензий, но и дал название целому течению в живописи, литературе и музыке конца XIX века.
Главными сюжетами картин Клода Моне были свет и воздух, а главным принципом работы – быстрое изображение увиденного состояния природы на пленэре. Он изобрел и довел до совершенства метод написания серий пейзажей с одним и тем же сюжетом, изменяющимся в зависимости от времени дня, погоды и времени года. Одна серия может состоять из несколько десятков полотен. В последние 25 лет жизни Моне пишет цветы, японский мостик, кувшинки и пруд в своем саду и создает уникальные масштабные панно для музея Оранжери, которые предвосхищают новое, современное искусство.
Моне давно стал брендом. Салоны красоты, атмосферные ресторанчики, изысканные конфеты – в честь Моне называют самые приятные и комфортные места и вещи.
На лекции познакомимся с Моне-человеком, а не Моне-брендом, увидем художника, который в течение всей своей жизни самые сильные переживания получал от природы: от кувшинок и ледокола, от рассветов и закатов на берегу моря, от цветов и туманов, от роста своего любимого сада. -
Лекция 4. ХУДОЖНИКИ-ИМПРЕССИОНИСТЫ.
Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его”
Анри Канвейлер
Стремление писать здесь и сейчас, схватить переменчивые состояния природы, людей в неловких, промежуточных позах, в повседневных делах — все это очень повлияло на зарождение новой техники. Необходим был новый способ письма, который позволял бы работать быстро, схватывая движение воздуха и игру света. Воздухом и светом как раз импрессионисты и занялись.
Художники добиваются особой подвижности изображения несколькими приемами: в поисках игры света отказываются от темных теней, избавляют предметы от контуров и сливают их с окружающей средой, подвергают локальный цвет воздействию воздуха — одна краска вводится в пространство другой отдельными видимыми мазками, отбрасывают лишние детали, которые быстрый взгляд не может схватить.
Но у импрессионистов нужно искать прежде всего свет!
Этим на лекции и займёмся)
Огюст Ренуар любил писать людей, которые пьют, танцуют и веселятся; он любил красивые пейзажи и цветы, любил детей, но больше всего обожал молодых, полных, красивых женщин.
Камиль Писсарро стремился плотными мазками выразить физическое ощущением света.
Пейзажи Альфреда Сислея лирические, наполненные светом и воздухом, выдержаны в светлой изысканной гамме. Простые по мотивам, они посвящены в основном окрестностям Парижа.
Эдгар Дега это смещённые композиции, обрезанные краем полотна фигуры, неожиданные предметы, перерезающие и заслоняющие главных героев, как будто невзначай схваченные, репортажные моменты.
Берта Моризо работала быстро и порывисто, перекладывая на холст своё впечатление. Фигуры на её картинах словно вот-вот растворятся в пространстве.
Несколько десятилетий импрессионисты боролись за признание. Кто-то полжизни. Кто-то весь свой век.
Можно сказать, что импрессионизм — это школа художественного рыцарства. Он учит быть свободным от канонов и традиций.
Это интересно
Цикл лекций о космосе С МАКСИМОМ ФАЛИЛЕЕВЫМ «КОСМОС ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ»
8 октября отправляемся в космическую одиссею — узнавать о космосе как важной части мировой истории, культуры и искусства 🚀
GIRL POWER: трансформация образа сильного женского персонажа в массовой культуре
ЛЕКЦИИ С ИЛЬЕЙ ФЕДУЛОВЫМ