Цикл лекций об искусстве с Людмилой Стрельцовой. Академия художеств.
5 лекций об искусстве с Людмилой Стрельцовой. Академия художеств.
Как, кто и когда основал Академию художеств? Вместе разберём, как развивалось русское портретное искусство и узнаем, как, не имея за плечами ни собственной Античности, ни своего Возрождения, русское искусство в XVIII веке осуществило невероятный скачок из Средних веков сразу в Новое время. О чём творил Карл Брюллов? Почему Иван Айвазовский великий? Как Александр Иванов писал картину 20 лет? Передвижники. Куда и кого передвинули? Поговорим об этом на лекциях нового цикла об искусстве.
В мире уже есть загадочная «Мона Лиза» Да Винчи, трогательная «Пьета» Микеланджело, притягательная «Даная» Тициана… А в России решением Сената от 17 ноября 1757 года в Санкт-Петербурге была учреждена Академия художеств. Инициаторами выступили великий русский ученый М.В. Ломоносов и один из деятелей русского просвещения граф И.И. Шувалов, который затем был и попечителем Академии. Одной из основных функций Академии было профессиональное обучение и воспитание высококлассных художников.
И мир узнал, что наша страна полна талантов. Матвей Пучинов, Антон Лосенко, Иван Акимов, Петр Соколов отправились в Италию первыми — они стали стипендиатами Петербургской академии художеств и уехали за границу изучать историю искусства и техники живописи. Чуть позже Карл Брюллов поразил итальянцев своим видением и прочтением событий в Помпее. Про Александра Иванова говорили, что подобного явления еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи. И это было не ученичество, а скорее тесное художественное содружество, быстро принесшее русским мастерам высокое европейское признание.
расписание
-
Лекция 1. Академия художеств. От парсуны до портрета
В мире уже есть загадочная «Мона Лиза» Да Винчи, трогательная «Пьета» Микеланджело, притягательная «Даная» Тициана….
А в России решением Сената от 17 ноября 1757 года в Санкт-Петербурге была учреждена Академия художеств. Инициаторами выступили великий русский ученый М.В. Ломоносов и один из деятелей русского просвещения граф И.И. Шувалов, который затем был и попечителем академии. Одной из основных функций Академии было профессиональное обучение и воспитание высококлассных художников.
И мир узнал, что наша страна полна талантов.
Матвей Пучинов, Антон Лосенко, Иван Акимов, Петр Соколов отправились в Италию первыми — они стали стипендиатами Петербургской академии художеств и уехали за границу изучать историю искусства и техники живописи.
Чуть позже Карл Брюллов поразил итальянцев своим видением и прочтением событий в Помпее.
Про Александра Иванова говорили, что подобного явления еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи.
И это было не ученичество, а скорее тесное художественное содружество, быстро принесшее русским мастерам высокое европейское признание.
На первой лекции цикла выясним, как, кто и когда основал Академию художеств.
Разберём архитектуру самого здания Академии. Это прекрасный образец раннего классицизма, сочетание изысканности и внушительного размера, элегантности и внутренней серьёзности.
Выясним, как проходило обучение, кого принимали в академию, сколько лет длилась учеба и кто такие пенсионеры)
А также проследим, как развивалось русское портретное искусство. Великолепные портретисты Левицкий, Рокотов, Боровиковский подняли этот жанр до высот, на которые поднимались редкие портретисты Европы.
Не имея за плечами ни собственной Античности, ни своего Возрождения, русское искусство в 18 веке осуществило невероятный скачок из Средних веков сразу в Новое время. -
Лекция 2. Не Помпеей единой. Карл Брюллов.
Италия, богом отмеченная как единственная поистине художественная страна, склонила голову перед русским гением, признала его величайшим художником.
Когда «Помпея» наконец-то приехала в Петербург и была выставлена в Зимнем дворце, а затем в Академии художеств на всеобщее любование, Петербург сразу лёг к ногам Брюллова.
Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей, oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.
Вот такие регалии!
А вам нравится творчество Карла Брюллова?
Мир разделился на три лагеря.
Первый — в восторге от картин художника. Согласны, что Карл — Великий!
Второй — полная противоположность, совершенно не нравятся картины, считают, что слишком технично и не эмоционально. Александр Бенуа говорил, что Брюллов всего лишь выезжает на трескучих эффектах, что он не гений, а лишь блестящий салонный собеседник.
Третий лагерь — это те, кому творчество Брюллова совершенно безразлично.
Если вы ещё не определились в каком вы лагере — приходите на лекцию.
Будем знакомиться с художником ближе.
На лекции обязательно познакомимся с главной музой художника — Юлией Самойловой.
Их вполне можно было бы назвать идеальной парой: он воплотил мечту одной из богатейших женщин России о достойном объекте для преклонения, она — мечту великого художника об идеальной красоте. Но их встречу всё равно называли роковой… -
Лекция 3. Картина длиной в 20 лет. Александр Иванов
Вечный фантазер, идеалист, утопист и мечтатель, Александр Иванов желал духовно обогатить человечество, он был уверен в спасительной силе искусства.
В 1830 году Иванов приехал в Италию пенсионером от Общества поощрения художников и, можно сказать, стал «невозвращенцем». Он вполне мог вернуться на родину и занять в академии достойное место. Но вот что он пишет в письме отцу: “Вы полагаете, что иметь жалование в 6–8 тысяч руб. по смерть, получить красивый угол в Академии с отопкой и освещением есть уже высокое блаженство для художника, а я думаю, что это есть совершенное его несчастие. Русский исторический живописец должен быть бездомен, совершенно свободен… никогда ничему не подчинен, независимость его должна быть беспредельна...”
Иванов обрёк себя на крайнюю бедность и вся его жизнь сосредоточилась на работе над грандиозным полотном. 20 лет жизни посвящены «Явлению Мессии»... Главная идея полотна — тема выбора пути.
Отличая тема, согласитесь? Все мы стоим перед тем или иным выбором.
Поговорим о великом художнике, о его творении, о том откуда он черпал силы и где искал вдохновение.
Представьте — вы 20 лет рисуете одну и ту же картину. Ну как? -
Лекция 4. Море волнуется раз. Великий Иван Айвазовский
Наследие Ивана Айвазовского – около шести тысяч живописных полотен!
При этом он писал легко, быстро, радостно, свободно и был очень плодотворен.
Ему даже неоднократно ставили в вину легкость, с которой из-под его кисти выходили морские волны.
И так же легко ему давался успех. Он обласкан императором, он любим светом, дружен со знаменитыми писателями, композиторами, художниками.
Изображение морских пейзажей является своеобразным культом в творчестве художника, и в этом гению нет равных. На всех полотнах главный акцент всегда сфокусирован на море. Всё остальное – люди, корабли, здания на заднем фоне – лишь служит гармоничным дополнением сюжета, создавая антураж.
Море привлекало художника с самого детства. Он любовался им долгое время, тщательно изучая каждую деталь, каждое облачко, камешек на берегу, чтобы потом как можно реалистичнее отобразить это совершенство природы на полотне.
При этом почти никогда принципиально не писал с натуры, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку она в следующее мгновение уже иная.
Художник Иван Айвазовский первый в России начал организовывать собственные персональные выставки. На его веку их прошло 120 – мало кто и на сегодняшний день может похвастаться таким. Его жизнь – пример удачного попадания в свою судьбу. Такое впечатление, что на каждом жизненном перекрестке он делал верный выбор.
«Счастье улыбнулось мне» — говорил Иван Айвазовский. -
Лекция 5. Передвижники. Куда и кого передвинули?
К середине 19 века случился парадокс: Петербургская Академия художеств обеспечивала своим воспитанникам едва ли не лучшую подготовку среди всех европейских художественных учебных заведений, но россияне предпочитали оплачивать недешевый труд зарубежных художников, в то время как отечественные жили бедно и имели очень низкий социальный статус.
Ситуация в творческой среде была непростой: Академия существовала на дотации государства и игнорировала тот факт, что мифологические и библейские сюжеты академического искусства совершенно не интересовали ни дворян, ни помещиков, ни любое другое сословие современного общества. Профессора не считали нужным задумываться о судьбе выпускников.
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Товарищество было первой попыткой образования в России независимого объединения художников, и целью было устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений.
«Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество с целью устройства во всех городах России передвижных художественных выставок. Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще...", — писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин.
Это интересно
Цикл лекций о космосе С МАКСИМОМ ФАЛИЛЕЕВЫМ «КОСМОС ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ»
8 октября отправляемся в космическую одиссею — узнавать о космосе как важной части мировой истории, культуры и искусства 🚀
GIRL POWER: трансформация образа сильного женского персонажа в массовой культуре
ЛЕКЦИИ С ИЛЬЕЙ ФЕДУЛОВЫМ