Цикл лекций об искусстве с Людмилой Стрельцовой. Абрамцево - «место силы» русских художников
4 лекций об искусстве с Людмилой Стрельцовой.
Месяц Май прекрасен! Просыпается природа, зацветают сады, прилетают птицы, жужжат пчёлы и мы выбираемся на дачи. И можно сказать, что русский модерн зародился на даче!
Абрамцево - кружок купца и мецената Саввы Мамонтова, в котором собирались крупнейшие художники своего времени — Репин, Васнецов, Поленов, Коровин, Врубель, Серов. Там же открыли мастерские, чтобы восстановить традиционные русские ремесла.«Театр, репетиции, водевиль, обольстительные танцы, которые я устраиваю, одним словом, черт знает, что такое», — живописал Валентин Серов.
В Талашкине также бывали и работали крупные живописцы — Малютин, Врубель, Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Нестеров, Коровин, Репин.
В каждой стране у модерна было свое имя, лицо и характер. В России модерн отличался своей эклектичностью: он совмещал неоклассицизм, необарокко и неорусский стили, а его представители умело вплетали в современное творчество фольклор и ту самую загадочную русскую душу. Делалось это изящно и ненавязчиво.
Русский Медичи, человек-водоворот, неистовый Савва.
В 1870 году Савва Иванович и Елизавета Григорьевна Мамонтовы купят имение Абрамцево. Мамонтовы были щедры и хлебосольны, и очень скоро их загородный дом наполняется гостями — художниками, артистами, литераторами. Многие не просто приезжали в гости, а становились завсегдатаями, могли жить в Абрамцеве или снимать домик неподалёку целое лето, приезжали с семьями, с детьми, вливались в весёлый усадебный быт
В Абрамцеве все испытывают небывалый творческий подъем: проектируют, рисуют, красят, вышивают, режут по дереву и высекают по камню. Именно здесь Виктор Васнецов смог раскрыть своё настоящее призвание — не реалистическую живопись в духе передвижников, а модернистскую — мифологическую, сказочную. Васнецов-сказочник родился в Абрамцево! Здесь он долго бродит вокруг многочисленных прудов, чтобы найти живописную натуру для знаменитой «Алёнушки».Алёша Попович с картины «Богатыри» написан с Андрея, сына Саввы Мамонтова.Но живописцем Васнецов стал бы и без Мамонтовых. Важнее другое: благодаря Абрамцеву Васнецов открывает себя как архитектора и декоратора.Оба проекта Васнецова -церковь Спаса Нерукотворного и сказочная «Избушка на курьих ножках» - считаются первыми произведениями русского модерна.
Абрамцевский кружок - Поленов организует всамделишний речной флот, Репин играет в казаков-разбойников, Нестеров лечит нервы
Почти каждое лето Илья Репин с женой Верой и детьми — в Абрамцеве. Работается Репину здесь прекрасно. В близлежащих деревнях он находит нужные ему для работы крестьянские типы, в абрамцевской природе — составляющие пейзажа. Здесь рождаются его известные и масштабные полотна.
Василий Поленов в купеческо-разночинной среде Абрамцева — чуть ли не единственный потомственный дворянин и аристократ. Но это не мешает ему стать частым гостем Абрамцева и крепко сдружиться с Мамонтовыми. И даже любимую супругу Василий встретил именно там. Михаил Нестеров впервые оказался в Абрамцеве в 1888-м году. Завсегдатаем усадьбы он не стал, но всё же бывал в гостях у Мамонтовых довольно часто, находя здесь вдохновение, радость и покой.Но главное, он обнаруживает для себя натуру для его, пожалуй, самой известной картины «Видения отрока Варфоломея». «И однажды с террасы абрамцевского дома, — рассказывает художник, — совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота».
Абрамцево - художники молодого поколения.Серов танцует обольстительные танцы, Коровин спит на полу среди декораций, Врубель создаёт гончарное предприятие. Серова в Абрамцеве все упорно зовут не Валентин, а Антон, так расшифровав его детское прозвище «Тоша»(производное от Валентоша).
Серов не возражает, ему вообще тут всё нравится!Здесь он напишет свою известную «Девочку с персиками», Веру, дочь Мамонтовых.Здесь Серов не перестаёт рисовать — сама атмосфера к этому располагает: тут все рисуют, все всё время заняты делом. А ещё здесь у Серова открылся незаурядный актёрский талант.
Василий Поленов приобщил к абрамцевскому кругу и своего любимого ученика — обаятельного, темпераментного и весёлого Костю Коровина.Молчаливый, закрытый Серов и болтливый, взрывной Коровин крепко подружились. В гостях у Мамонтовых они вместе хохочут и что-то затевают. Савва Мамонтов зовёт неразлучную парочку «Коров» и «Серовин».Здесь Коровин открыл в себе талант сценического декоратора, создавая удивительные декорации к абрамцевскому театру.
Мамонтов, отличавшийся тонким художественным чутьём, был в восторге от творчества Врубеля. Заказывает ему множество работ — от картин, панно и декораций до постройки части московского дома.В Абрамцеве Врубель находит себе новое увлечение — майолику, разновидность керамики из обожжённой глины. Здесь он смог воплотить свой декоративный дар в глине и гипсе.
расписание
-
Лекция 1. Передвижники. Куда и кого передвинули?
К середине 19 века случился парадокс: Петербургская Академия художеств обеспечивала своим воспитанникам едва ли не лучшую подготовку среди всех европейских художественных учебных заведений, но россияне предпочитали оплачивать недешевый труд зарубежных художников, в то время как отечественные жили бедно и имели очень низкий социальный статус.
Ситуация в творческой среде была непростой: Академия существовала на дотации государства и игнорировала тот факт, что мифологические и библейские сюжеты академического искусства совершенно не интересовали ни дворян, ни помещиков, ни любое другое сословие современного общества. Профессора не считали нужным задумываться о судьбе выпускников.
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Товарищество было первой попыткой образования в России независимого объединения художников, и целью было устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений.
«Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество с целью устройства во всех городах России передвижных художественных выставок. Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще...", — писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин. -
Лекция 2. Русский Медичи, человек-водоворот, неистовый Савва.
В 1870 году Савва Иванович и Елизавета Григорьевна Мамонтовы купят имение Абрамцево.
Савва Иванович живо интересовался историей искусств, архитектуры и театра. В Москве дом Мамонтовых всегда был открыт для людей творческих профессий. Не стали они изменять этим традициям и в своей новой подмосковной усадьбе.
Мамонтовы были щедры и хлебосольны, и очень скоро их загородный дом наполняется гостями — художниками, артистами, литераторами. Многие не просто приезжали в гости, а становились завсегдатаями, могли жить в Абрамцеве или снимать домик неподалёку целое лето, приезжали с семьями, с детьми, вливались в весёлый усадебный быт.
В Абрамцеве все испытывают небывалый творческий подъем: проектируют, рисуют, красят, вышивают, режут по дереву и высекают по камню.
Именно здесь Виктор Васнецов смог раскрыть своё настоящее призвание — не реалистическую живопись в духе передвижников, а модернистскую — мифологическую, сказочную.
Васнецов-сказочник родился в Абрамцево!
Здесь он долго бродит вокруг многочисленных прудов, чтобы найти живописную натуру для знаменитой «Алёнушки».
Алёша Попович с картины «Богатыри» написан с Андрея, сына Саввы Мамонтова.
Но живописцем Васнецов стал бы и без Мамонтовых. Важнее другое: благодаря Абрамцеву Васнецов открывает себя как архитектора и декоратора.
Оба проекта Васнецова -церковь Спаса Нерукотворного и сказочная «Избушка на курьих ножках» - считаются первыми произведениями русского модерна. -
Лекция 3. Абрамцевский кружок - Поленов организует речной флот, Репин играет в казаков-разбойников, Нестеров лечит нервы.
Почти каждое лето Илья Репин с женой Верой и детьми — в Абрамцеве. Работается Репину здесь прекрасно. В близлежащих деревнях он находит нужные ему для работы крестьянские типы, в абрамцевской природе — составляющие пейзажа. Здесь рождаются его известные и масштабные полотна.
Василий Поленов в купеческо-разночинной среде Абрамцева — чуть ли не единственный потомственный дворянин и аристократ. Но это не мешает ему стать частым гостем Абрамцева и крепко сдружиться с Мамонтовыми. И даже любимую супругу Василий встретил именно там.
Михаил Нестеров впервые оказался в Абрамцеве в 1888-м году. Завсегдатаем усадьбы он не стал, но всё же бывал в гостях у Мамонтовых довольно часто, находя здесь вдохновение, радость и покой.
Но главное, он обнаруживает для себя натуру для его, пожалуй, самой известной картины «Видения отрока Варфоломея». «И однажды с террасы абрамцевского дома, — рассказывает художник, — совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота». -
Лекция 4. Абрамцево - художники молодого поколения. Серов танцует обольстительные танцы, Коровин спит на полу среди декораций, Врубель создаёт гончарное предприятие.
Серова в Абрамцеве все упорно зовут не Валентин, а Антон, так расшифровав его детское прозвище «Тоша»(производное от Валентоша).
Серов не возражает, ему вообще тут всё нравится!
Здесь он напишет свою известную «Девочку с персиками», Веру, дочь Мамонтовых.
Здесь Серов не перестаёт рисовать — сама атмосфера к этому располагает: тут все рисуют, все всё время заняты делом.
А ещё здесь у Серова открылся незаурядный актёрский талант.
Василий Поленов приобщил к абрамцевскому кругу и своего любимого ученика — обаятельного, темпераментного и весёлого Костю Коровина.
Молчаливый, закрытый Серов и болтливый, взрывной Коровин крепко подружились. В гостях у Мамонтовых они вместе хохочут и что-то затевают. Савва Мамонтов зовёт неразлучную парочку «Коров» и «Серовин».
Здесь Коровин открыл в себе талант сценического декоратора, создавая удивительные декорации к абрамцевскому театру.
Мамонтов, отличавшийся тонким художественным чутьём, был в восторге от творчества Врубеля. Заказывает ему множество работ — от картин, панно и декораций до постройки части московского дома.
В Абрамцеве Врубель находит себе новое увлечение — майолику, разновидность керамики из обожжённой глины.
Здесь он смог воплотить свой декоративный дар в глине и гипсе.
Это интересно
Цикл лекций о космосе С МАКСИМОМ ФАЛИЛЕЕВЫМ «КОСМОС ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ»
8 октября отправляемся в космическую одиссею — узнавать о космосе как важной части мировой истории, культуры и искусства 🚀
GIRL POWER: трансформация образа сильного женского персонажа в массовой культуре
ЛЕКЦИИ С ИЛЬЕЙ ФЕДУЛОВЫМ