Цикл лекций об истории искусства с Людмилой Стрельцовой «Мир искусства»
 / 

Написать нам

Цикл лекций об истории искусства с Людмилой Стрельцовой «Мир искусства»

3 лекции об искусстве с Людмилой Стрельцовой.

Событие завершено

Лекция 1. Женщина меценат - Мария Тенишева

Всю жизнь Мария Тенишева занималась самообразованием: училась петь, рисовать, изучала древнюю эмаль и даже защитила диссертацию по этой теме. Благотворительности и меценаству она тоже посвящала много времени. Княгиня открывала школы и училища, музеи и лазареты, собирала произведения искусства и помогала молодым живописцам поступать в Академию художеств. 

 Везде, где жила художница — в Париже, Петербурге, русском имении Талашкино, — Тенишева создавала культурные центры, куда съезжались деятели искусства. В Петербурге, в доме на Английской набережной собирались известные деятели культуры — Илья Репин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Петр Чайковский. Там же княгиня открыла студию-мастерскую. В ней молодые люди готовились к поступлению в Академию художеств, которой в то время руководил Репин. 

 Спустя два года Мария Тенишева организовала в Петербурге выставку произведений западноевропейского искусства. Ценную коллекцию она собрала, путешествуя по Европе. Несколько полотен хотел выкупить Павел Третьяков, но Тенишева отказалась нарушать целостность собрания, позже она передала картины в Русский музей. 

 Мария Тенишева стала соосновательницей журнала «Мир искусства», спонсируя первые выставки «мирискусстников». Всё свободное время княгиня посвящала изучению искусства древней эмали и даже пробовала создавать эмали сама. 

 Когда 1906–1907 годах Париж захватила мода на русское, в дополнение к выставке Сергея Дягилева и готовящимся Русским сезонам Тенишева представила парижанам традиционное искусство России на специальной выставке. Экспозиция стала настолько популярной, что коллекции выставлялись практически полгода в четырех залах Лувра, а во французской моде и ювелирном искусстве тех времен появились русские мотивы.

Лекция 2. «Мир искусства». Часть 1. Александр Бенуа, Сергей Дягилев 
Лекция 3. «Мир искусства» часть 2. Лев Бакст, Иван Билибин

В конце XIX века между драматичностью передвижников и экпрессивностью авангарда сформировалось направление художников, желавших спасти мир красотой — в классическом её понимании. «Мир искусства» просуществовал недолго, но оказал важное влияние на культуру. Изначально Алесандр Бенуа, Вальтер Нувель, Дмитрий Философов и Константин Сомов, а также примкнувшие к ним позднее Сергей Дягилев и Леон Бакст собирались, чтобы совместно изучать историю искусств (главным образом — живопись и музыку). Постепенно узкий круг разросся до солидной группы.

 Рассказывая о процессе образования «Мира искусства», Бенуа писал: «Нами руководили не столько соображения „идейного“ порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки — академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с запретом всего того, в чем сами художники видели наиболее яркое выражение своих исканий… Вот почему Врубель оказался рядом с Бакстом, а Сомов — рядом с Малявиным. К „непризнанным“ присоединились те из „признанных“, которым было не по себе в утвержденных группах. Главным образом, к нам подошли Левитан, Коровин и, к величайшей нашей радости, Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного „передвижнической окраски“. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Все амбиции мирискусников концентрировались в области эстетики.

 Романтизм и символизм, английские прерафаэлиты , югендштиль или ар-нуво (а также другие национальные проявления модерна разных стран) — только все самое красивое и утонченное в живописи, начисто лишенное социального или идеологического контекста. Словно пытаясь избежать мыслей о тревожных настроениях на рубеже столетий, они обращали взор в прошлое, казавшееся беззаботным временем, преисполненным рафинированной красоты.

Помимо живописи, художники объединения черпали вдохновение и в других сферах искусства — театре, балете, книгопечатании — и осуществляя существенный вклад, создавая декорации, костюмы и иллюстрации. Им удалось в корне изменить подход к созданию книжных иллюстраций, требования к которым ранее были невысокими, и превратить их в предмет искусства.

БИЛЕТЫ

Лекция 3. «Мир искусства» часть 2. Лев Бакст, Иван Билибин
28.06.2023 — 19:00
Стоимость — 600р.

Для оплаты билетов перейдите по ссылке:

КУПИТЬ БИЛЕТ

Людмила Стрельцова
преподаватель истории искусств
преподаватель истории искусств//преподаватель высшей категории Хабаровского краевого колледжа искусств и искусствовед//постоянный лектор "Простой Неформальности"////

Расписание

  • Лекция 1. Женщина меценат - Мария Тенишева

  • Лекция 2. «Мир искусства». Часть 1. Александр Бенуа, Сергей Дягилев

  • Лекция 3. «Мир искусства» часть 2. Лев Бакст, Иван Билибин

Событие завершено

Это интересно

Цикл лекций о космосе С МАКСИМОМ ФАЛИЛЕЕВЫМ «КОСМОС ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ»

8 октября отправляемся в космическую одиссею — узнавать о космосе как важной части мировой истории, культуры и искусства 🚀

«Искусство советского и постсоветского андеграунда»

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ С АЛЕНОЙ КАРБОВСКОЙ

ВОЯДЖЕР-1

Читка фантастических рассказов «Театра Игры»Михаила Васюкова

Покупка билетов

На событие: Цикл лекций об истории искусства с Людмилой Стрельцовой «Мир искусства»

Выбор билетов
Экономия с картой гостя

Приобретая карту гостя, вы получаете возможность посещать все выставки в Артсерватории бесплатно в течение года и доступ к приватным ивентам по приглашениям, а также скидку 10% при покупке билетов на события и оплате заказов в интернет магазине!

Введите номер карты, чтобы получить скидку.

На ваш номер телефона будет отправлено SMS с кодом.

Информация о покупателе