Цикл лекций об истории искусства с Людмилой Стрельцовой «Мир искусства»
3 лекции об искусстве с Людмилой Стрельцовой.
Лекция 1. Женщина меценат - Мария Тенишева
Всю жизнь Мария Тенишева занималась самообразованием: училась петь, рисовать, изучала древнюю эмаль и даже защитила диссертацию по этой теме. Благотворительности и меценаству она тоже посвящала много времени. Княгиня открывала школы и училища, музеи и лазареты, собирала произведения искусства и помогала молодым живописцам поступать в Академию художеств.
Везде, где жила художница — в Париже, Петербурге, русском имении Талашкино, — Тенишева создавала культурные центры, куда съезжались деятели искусства. В Петербурге, в доме на Английской набережной собирались известные деятели культуры — Илья Репин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Петр Чайковский. Там же княгиня открыла студию-мастерскую. В ней молодые люди готовились к поступлению в Академию художеств, которой в то время руководил Репин.
Спустя два года Мария Тенишева организовала в Петербурге выставку произведений западноевропейского искусства. Ценную коллекцию она собрала, путешествуя по Европе. Несколько полотен хотел выкупить Павел Третьяков, но Тенишева отказалась нарушать целостность собрания, позже она передала картины в Русский музей.
Мария Тенишева стала соосновательницей журнала «Мир искусства», спонсируя первые выставки «мирискусстников». Всё свободное время княгиня посвящала изучению искусства древней эмали и даже пробовала создавать эмали сама.
Когда 1906–1907 годах Париж захватила мода на русское, в дополнение к выставке Сергея Дягилева и готовящимся Русским сезонам Тенишева представила парижанам традиционное искусство России на специальной выставке. Экспозиция стала настолько популярной, что коллекции выставлялись практически полгода в четырех залах Лувра, а во французской моде и ювелирном искусстве тех времен появились русские мотивы.
Лекция 2. «Мир искусства». Часть 1. Александр Бенуа, Сергей Дягилев
Лекция 3. «Мир искусства» часть 2. Лев Бакст, Иван Билибин
В конце XIX века между драматичностью передвижников и экпрессивностью авангарда сформировалось направление художников, желавших спасти мир красотой — в классическом её понимании. «Мир искусства» просуществовал недолго, но оказал важное влияние на культуру. Изначально Алесандр Бенуа, Вальтер Нувель, Дмитрий Философов и Константин Сомов, а также примкнувшие к ним позднее Сергей Дягилев и Леон Бакст собирались, чтобы совместно изучать историю искусств (главным образом — живопись и музыку). Постепенно узкий круг разросся до солидной группы.
Рассказывая о процессе образования «Мира искусства», Бенуа писал: «Нами руководили не столько соображения „идейного“ порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки — академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с запретом всего того, в чем сами художники видели наиболее яркое выражение своих исканий… Вот почему Врубель оказался рядом с Бакстом, а Сомов — рядом с Малявиным. К „непризнанным“ присоединились те из „признанных“, которым было не по себе в утвержденных группах. Главным образом, к нам подошли Левитан, Коровин и, к величайшей нашей радости, Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного „передвижнической окраски“. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Все амбиции мирискусников концентрировались в области эстетики.
Романтизм и символизм, английские прерафаэлиты , югендштиль или ар-нуво (а также другие национальные проявления модерна разных стран) — только все самое красивое и утонченное в живописи, начисто лишенное социального или идеологического контекста. Словно пытаясь избежать мыслей о тревожных настроениях на рубеже столетий, они обращали взор в прошлое, казавшееся беззаботным временем, преисполненным рафинированной красоты.
Помимо живописи, художники объединения черпали вдохновение и в других сферах искусства — театре, балете, книгопечатании — и осуществляя существенный вклад, создавая декорации, костюмы и иллюстрации. Им удалось в корне изменить подход к созданию книжных иллюстраций, требования к которым ранее были невысокими, и превратить их в предмет искусства.
БИЛЕТЫ
Лекция 3. «Мир искусства» часть 2. Лев Бакст, Иван Билибин
28.06.2023 — 19:00
Стоимость — 600р.
Для оплаты билетов перейдите по ссылке:
Расписание
-
Лекция 1. Женщина меценат - Мария Тенишева
-
Лекция 2. «Мир искусства». Часть 1. Александр Бенуа, Сергей Дягилев
-
Лекция 3. «Мир искусства» часть 2. Лев Бакст, Иван Билибин
Это интересно
Цикл лекций о космосе С МАКСИМОМ ФАЛИЛЕЕВЫМ «КОСМОС ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ»
8 октября отправляемся в космическую одиссею — узнавать о космосе как важной части мировой истории, культуры и искусства 🚀
GIRL POWER: трансформация образа сильного женского персонажа в массовой культуре
ЛЕКЦИИ С ИЛЬЕЙ ФЕДУЛОВЫМ