Путешествие в неизведанное: современные художники приглашают нас во внутренний мир души
Автор: Инесса Гардер
Ни для кого не секрет, что в современном западном мире внешние материальные ценности и желания затмили и переписали потребности и ценности мира внутреннего. На протяжении столетий, мы так привыкли к этому странному затруднительному положению, в котором находимся, что уже не понимаем, что такое этот внутренний мир и где его можно начать искать. Современные художники работают в различных медиумах и жанрах с единодушным намерением засвидетельствовать реальность души в своем искусстве, привести зрителя к внутреннему миру сознания; еще неизведанной части нас самих, как человеческих существ вне времени и пространства.
Это малозаметный, если не закрывать глаза, мир, осязаемый только на ощупь, но решающий, когда дело доходит до точного попадания в визуальный образ. Анастасия Глазова, востребованный театральный художник, исследует текстуры и скрещивает их друг с другом, как опытный селекционер, чтобы создать образ, понятный на уровне ускользающих ощущений и подсознания. Первое тактильное ощущение – прикосновение к щеке молодой мамы, фланелевые простыни в детской кроватке, затертые страницы учебников, за которыми спрятаны годы и судьбы, выпускное платье. Мы все облачены в текстуры, но никто, кроме художников по костюмам, не видит в них ничего особенного.
Еще одна художница, уделяющая значительное внимание текстурам и роли подсознания в нашей жизни, — керамист из Башкирии Анна Саляева.
Художница стремится познать себя через работу с керамикой, доверяя глине, принимающей форму под ее руками, и следуя за ней. Анна проявляет большой интерес к психологии и еще неизведанным территориям внутреннего мира человека, и поэтому она использует свои собственные глубокие эмоциональные состояния для создания высоко заряженных и впечатляющих произведений экспериментального керамического искусства. Свою эмоцию она перевоплощает в предмет, придавая ему определенную текстуру: пористую, однородную, твердую или гладкую и т. д. — художница смешивает различные глазури, чтобы добиться новых эффектов. Она способна видеть и извлекать из этих глубинных состояний огромный трансформационный потенциал, потому что познание души происходит через кризис. Таким образом, мы можем видеть, что в то время как медиум Анны - это экспериментальное керамическое искусство и его различные текстуры, предмет ее исследования - не что иное, как сама человеческая душа.
Елена Орлова-Афиногенова – признанный мастер живописи из Санкт-Петербурга. С беспрецедентным мастерством лессировки масляными красками она исследует различные сюжеты, но наиболее полно ее творческий потенциал реализуется через натюрморт. Ее картины действительно наполнены Still Leben; предметы, которые не просто расставлены и выставлены на обозрение, но всегда как бы наделены собственным характером и вступают друг с другом в сложные и неожиданные отношения. Куклы и театральные маски, фарфоровые статуэтки и связки ключей, тропические ракушки, антикварные предметы быта, а рядом с ними порхающие бабочки и стрекозы, парящие в воздухе загадочные яйца, далекие пейзажные панорамы, вторгающиеся в интимный мир натюрморта - эта почти театральная композиция предметов создает на ее полотнах особый мир, поэтическое исследование внутренней природы этих предметов и своего внутреннего мира.
Георгий Кащеев - многопрофильный художник, родившийся в Республике Коми, в свои 23 года он объехал 53 страны мира и продолжает свое путешествие. Он так неустанно путешествует по внешнему миру, чтобы запечатлеть скрытые аспекты внутреннего мира и человеческой психики. Используя язык экспериментальной фотографии, чтобы показать людям неординарность картины нашего мира, он подчеркивает общее состояние сюрреализма того, что происходит вокруг нас, и раскрывает более глубокие смыслы нашей вселенной и наше место в ней. Работы Георгия транслируют его энтузиазм и его любовь к мистической и таинственной жизни на этой планете, что вполне естественно, ведь он видит себя гостем, путешественником в этом мире, недвусмысленно намекая своей аудитории через имя своей художественной практики, World Is Not Our Home, что все мы не отсюда; мы разделяем ту бесплотную и духовную природу, которую пока не научились постигать, и которая тем не менее является нашим единственным домом.
Ислам Хуснетдинов — Московский художник, работающий в смешанной технике живописи и коллажа; он исследует психику горожанина, изображая особый дух различных знаковых мест в российской столице. Его серия своеобразных коллажей называется Genius Loci, что в переводе с латыни означает дух места. Художник изобрел очень специфический творческий метод, чтобы войти в гармонию с городом и изобразить его внутреннюю сущность: художник гуляет по Москве и, когда он находит какое-то особое место, которое хочет изобразить, он обращается к тактильному опыту, собирая различную фирменную бумагу, упаковку, газеты и билеты на транспорт, и через этот переработанный материал он передает загадочный Genius Loci этого места.
Денис Марахин ( псевдоним MARADEN ) родился в Дудинке, в настоящее время проживает в Санкт-Петербурге; Денис работает с цифровым изображением и он исследует темы внутреннего мира, сводя свою цветовую палитру и свои темы к минимуму; художник пытается избавиться от видимостей и иллюзий и стремится сосредоточиться на самой сути. Денис уходит от показного позитива, который нам ежедневно навязывают через соцсети, и передает в своих работах всю сложность внутреннего мира человека, который, безусловно, глубже и многограннее, чем это кажется в соцсетях. Основные темы художника – апатия, одиночество, любовные переживания, смерть, тоска по истине. Эти части нашей внутренней жизни, часто отвергаемые современным обществом, являются его неотъемлемой частью, и Денис Марахин стремится вернуть их на свое законное место: в коллективное пространство психики.
Константин Фролов — абстрактный цифровой художник из Москвы, который использует искусственный интеллект для искажения своих цифровых изображений, основанных на его любимых треках электронной музыки. Его очень вдохновляет видео художник Билл Виола, который замечает, что звук — это единственная субстанция, которая может путешествовать между мирами. В серии Константина «Чувствуя музыку» он стремится графически соединить музыку и визуальный образ в одно целое, его цифровые творения вибрируют и создают присутствие звука среди тишины. С определенной точки зрения мы можем воспринять, что такой метод - это способ художника уйти от однообразных сцен повседневного приземленного существования и уйти во внутренний безграничный мир, вслед за искусственным интеллектом и звуком.