Художница собственной вселенной. Поиски новых женских ролей в современном искусстве
 / 

Написать нам

Художница собственной вселенной. Поиски новых женских ролей в современном искусстве

автор: Инесса Гардер

В воздухе витает дезориентирующее чувство незнания, где мы находимся. Вместо того, чтобы вновь попытаться вписаться в нормы быстро меняющегося общества, художницы по всему предпочитают создавать свои автономные творческие вселенные. Давайте проедем автостопом по этой изящной галактике и встретимся с несколькими смелыми современными художницами, которые задаются вопросами о роли женщины в современном обществе.

Арьюна Тардис — выдающаяся мультидисциплинарная цифровая художница, которая доводит идею женской изменчивости до крайности, примеряя множество ярких образов с помощью художественного макияжа и различных впечатляющих костюмов, а также посредством цифровых манипуляций со своими фотографиями и видео. С помощью этого уникального метода она решительно создает новую вселенную, центром которой является…она, Арьюна. Ее искусство иногда отталкивает и сбивает с толку: она может держать сердце в руке или истекать кровью из глаз в некоторых своих работах, чтобы выразить сильные тяжелые эмоции, через которые суждено была пройти ее душе. В других работах она предстает как идеал совершенной гармонии и красоты или носит очаровательные традиционные платья своей родины, Бурятии. В мире, где стали возможны цифровая коммуникация и цифровое искусство, Арьюне удается освободиться от ограничивающих норм и ожиданий, которые до сих пор навязывают женщинам традиционные общества. В этом она служит образцом для подражания для своей большой аудитории.

“Хрустальный замок“ Арьюна Тардис, 2022. Медальон в виде сердца и фото автора @marina_klyukovskaya
"Это было письмо о любви, я нашла кого-то, кого-то особенного для меня, кто проник в мое сердце 💔 Это мои хрустальные слезы, такие чистые и чувствительные” Арьюна Тардис, 2022. Медальон в виде сердца и фото автора @marina_klyukovskaya

Елена Нуар своими иллюстрациями задаёт вопрос: какой может быть женщина в современном мире? Ответом на него является созданный собирательный образ, который будто бы соткан из противоречий: та, кто разбивает сердца, или та, чьё сердце будет разбито; та, кто может постоять за себя, или та, которой необходима защита; та, кто честна с собой, или та, кто каждый день меняет маски. В художественной практике Елены мы видим формирующийся современный образ женщины: у нее может быть сразу несколько разных характеров, и от нее уже не требуется быть совершенством. Визуальный язык, который Елена использует, чтобы донести эти идеи до своей аудитории, смелый и выразительный. Ключевые черты — четкий силуэт, несколько лаконичных линий и ограниченная цветовая палитра — все эти элементы создают ясный, легко считываемый образ. За этим, казалось бы, простым изображением стоит важная история, однако ее интерпретация неоднозначна и оставляет зрителю возможность сформировать собственное понимание предложенной темы.

"Гнев и Грусть” Елена Нуар, 2022

Картины Зои Чанг обладают качеством мимолетного присутствия. Кажется, что в пространстве неопределенности и изменчивости современного мира она научилась стирать свою личность и становиться прозрачной и адаптивной. Это ее способ найти свое место и свою роль: стать текучей и прозрачной, как вода. Каждый раз она начинает заново, движется и меняется, вместо того чтобы накапливать опыт и воспоминания. Ее различные сюжеты могут рассказывать одну и ту же историю снова и снова, в этом случае история — это разрыв между идеологией, мечтой и реальностью. Этот сюжет может быть депрессивный, сатирический, хладнокровный, юмористический и т. д. Он существует вне пространства, бесконечно адаптируется, он накладывается на любой фон, чтобы рассказывать одну и ту же историю снова и снова. Искусство Зои получило широкое признание после того, как она окончила Королевский колледж искусств в 2021 году, и недавно ее пригласили в качестве художника-резидента на South Bomb Factory на севере Лондона.

 

Мы смотрели на деревья во дворе, 80x 170см, Зоя Чанг 2022

Виктория Дмитренко ищет образцы для подражания в прошлом и стремится переосмыслить и восстановить этот дух в современном контексте. Серия «Свингующий Лондон» наполнена драйвом и энергией 1960-х. Виктория использует избранные кадры из фильма «Сегодня вечером давайте все займемся любовью в Лондоне» 1966 года и современные фотографии, чтобы исследовать и заново пережить свободу самовыражения, которую завоевали женщины того десятилетия. Художница использует эту смешанную технику, в частности она работает с генеративным искусством через цифровое кодирование. Она создает ностальгический, но современный ментальный фильм, который передает эмоции и состояние молодых женщин в свингующем Лондоне шестидесятых.

Кадр из серии «Свингующий Лондон», Виктория Дмитренко

Анастасия Костина исследует различные графические средства и техники печати, чтобы инициировать личный диалог и эмоциональную связь со своим зрителем. Она считает, что современное искусство не может существовать в отрыве от повседневной жизни, поэтому художница стремится к установлению этой тонкой связи и осмеливается подчеркнуть своими работами те трудности, с которыми сталкивается современная женщина. Ее интригующая работа «ПОБЕГ», 2022, изображает шесть силуэтов, казалось бы, одной и той же женской фигуры, как будто запечатленных в шести разных моментах времени или шести разных настроениях. Три из этих фигур кажутся размытыми, а также выделены яркими оттенками желтого, зеленого и красного цветов.

Используя этот контрастный изобразительный язык, Анастасия заявляет, что она свободна быть кем угодно, быть в самых разных социальных ролях и своих разных настроениях. Эта работа несет в себе мощный импульс юношеского энтузиазма, которые естественным образом приходит с осознанием и принятием врожденной изменчивой женской природы.


«ПОБЕГ», Анастасия Костина 2022