Синтез традиционного искусства и инновационных технологий в работах Марка Мельникова
автор: Инесса Гардер
Марк Мельников - художник и скульптор, работающий в смешанной технике и использующий инновационные технологии для того, чтобы максимально ускорить процесс облачения идеи в материальную форму.
Художник убеждён, что роль творца заключается именно в создании мысленных образов, в то время как ремесленная часть должна осуществляться при помощи современных инструментов, в том числе искусственного интеллекта. Основная цель Марка — стереть границы между отраслями искусства, объединить их в единое синтетическое мастерство, которое не будет ограничено ни материалом, ни техникой. Наиболее привлекательно для него пространственное искусство – скульптура, моделирование, декорации. Если рисунок и живопись существуют лишь в пространстве холста, то Марк стремится воплотить свои идеи в трехмерном пространстве, позволить зрителю взаимодействовать с работами.
Источником вдохновения для скульптора стала искусственная среда: иллюстрации, городская инфраструктура, заброшенные здания, промышленные комплексы, машины и станки. Скульптор убежден, что индустриализация стала катализатором творческого мышления, в результате чего человечество почти достигло совершенства с точки зрения создания визуальных форм, и главная задача художника — использовать опыт предшествующих поколений и, опираясь на научно-технические достижения, продолжать движение к абсолюту.
Прежде чем начать работу над новым проектом, Марк изучает разнообразные источники в поисках «сырьевого материала». На этом этапе он собирает сотни различных фотографий, которые можно использовать в качестве референсов, иногда совершенно неожиданным образом. В частности, в качестве прообраза для скульптуры «Потерянный город» послужили фотографии компьютерных плат, которые действительно напоминают вид города с высоты птичьего полёта. Также он подробно изучил кадры со съемок «Звёздных войн» и перенял некоторые идеи, что свидетельствует о его способности перерабатывать уже созданные дизайны и создавать что-то уникальное на их основе.
Очевидно, что художник обращается к историческим архитектурным стилям, таким как готика, брутализм и ар-деко, но трактует их на новый лад. Его излюбленный приём – стилистическая интерполяция, когда какой-либо фрагмент или объект, выполненный в историческом стиле, помещается в новый контекст, и таким образом создаётся эффект парадокса. Однако это не выглядит неуместным – напротив, подобные контрасты лишь усиливают впечатление на зрителя. Однако следует учитывать, что это достаточно опасный ход, ведь в таком случае вопрос о соблюдении баланса и согласованности встаёт наиболее остро. В подавляющем большинстве случаев Марку удаётся соблюсти эту грань, что говорит не только о техническом мастерстве, но и о хорошем вкусе.
В техническом плане Марк отдает предпочтение автоматизированным технологиям. В частности, он использует компьютерное обеспечение на стадии эскизирования, когда нужно определить примерную форму и габариты будущей модели. Для этой цели применяются 3Dпрограммы, такие как SketchUp и Blender. Лазерная резка позволяет изготавливать сотни мельчайших элементов в короткое время, литьё в силиконовые формы – прототипировать скульптурные элементы с высочайшей степенью детализации в неограниченном объеме. Марк использует различные материалы, в том числе органические полимеры, которые при нагревании становятся мягкими и податливыми. В таком состоянии они формуются, а затем остывают и образуют прочную изогнтую поверхность. Для имитации горных пород используется пенополиуретан, покрытый эпоксидной смолой. В последствии автор применяет разнообразные текстуры и окрашивает модели акриловыми красками.
Несмотря на свои мрачные образы, Марк старается смотреть на искусство с оптимизмом и воспринимать жизнь с юмором. Он убеждён, что самое безопасное применение тёмных мыслей – это их превращение в арт-объекты. Таким образом, внутри освобождается место для чего-то нового, и этот подход помогает художнику избегать эмоционального выгорания, неизбежно сопутствовавшего ему в прошлом.