Синтез традиционного искусства и инновационных технологий в работах Марка Мельникова
 / 

Написать нам

Синтез традиционного искусства и инновационных технологий в работах Марка Мельникова

автор: Инесса Гардер

Марк Мельников - художник и скульптор, работающий в смешанной технике и использующий инновационные технологии для того, чтобы максимально ускорить процесс облачения идеи в материальную форму.

Художник убеждён, что роль творца заключается именно в создании мысленных образов, в то время как ремесленная часть должна осуществляться при помощи современных инструментов, в том числе искусственного интеллекта. Основная цель Марка — стереть границы между отраслями искусства, объединить их в единое синтетическое мастерство, которое не будет ограничено ни материалом, ни техникой. Наиболее привлекательно для него пространственное искусство – скульптура, моделирование, декорации. Если рисунок и живопись существуют лишь в пространстве холста, то Марк стремится воплотить свои идеи в трехмерном пространстве, позволить зрителю взаимодействовать с работами.

Марк Мельников "Утумно". 2020. Фотограф Наталья Дегтярёва

Источником вдохновения для скульптора стала искусственная среда: иллюстрации, городская инфраструктура, заброшенные здания, промышленные комплексы, машины и станки. Скульптор убежден, что индустриализация стала катализатором творческого мышления, в результате чего человечество почти достигло совершенства с точки зрения создания визуальных форм, и главная задача художника — использовать опыт предшествующих поколений и, опираясь на научно-технические достижения, продолжать движение к абсолюту.

Прежде чем начать работу над новым проектом, Марк изучает разнообразные источники в поисках «сырьевого материала». На этом этапе он собирает сотни различных фотографий, которые можно использовать в качестве референсов, иногда совершенно неожиданным образом. В частности, в качестве прообраза для скульптуры «Потерянный город» послужили фотографии компьютерных плат, которые действительно напоминают вид города с высоты птичьего полёта. Также он подробно изучил кадры со съемок «Звёздных войн» и перенял некоторые идеи, что свидетельствует о его способности перерабатывать уже созданные дизайны и создавать что-то уникальное на их основе.

Марк Мельников "Утумно". 2020. Фотограф Наталья Дегтярёва
Марк Мельников "Утумно". 2020. Фотограф Наталья Дегтярёва

Очевидно, что художник обращается к историческим архитектурным стилям, таким как готика, брутализм и ар-деко, но трактует их на новый лад. Его излюбленный приём – стилистическая интерполяция, когда какой-либо фрагмент или объект, выполненный в историческом стиле, помещается в новый контекст, и таким образом создаётся эффект парадокса. Однако это не выглядит неуместным – напротив, подобные контрасты лишь усиливают впечатление на зрителя. Однако следует учитывать, что это достаточно опасный ход, ведь в таком случае вопрос о соблюдении баланса и согласованности встаёт наиболее остро. В подавляющем большинстве случаев Марку удаётся соблюсти эту грань, что говорит не только о техническом мастерстве, но и о хорошем вкусе.

В техническом плане Марк отдает предпочтение автоматизированным технологиям. В частности, он использует компьютерное обеспечение на стадии эскизирования, когда нужно определить примерную форму и габариты будущей модели. Для этой цели применяются 3Dпрограммы, такие как SketchUp и Blender. Лазерная резка позволяет изготавливать сотни мельчайших элементов в короткое время, литьё в силиконовые формы – прототипировать скульптурные элементы с высочайшей степенью детализации в неограниченном объеме. Марк использует различные материалы, в том числе органические полимеры, которые при нагревании становятся мягкими и податливыми. В таком состоянии они формуются, а затем остывают и образуют прочную изогнтую поверхность. Для имитации горных пород используется пенополиуретан, покрытый эпоксидной смолой. В последствии автор применяет разнообразные текстуры и окрашивает модели акриловыми красками.

Марк Мельников. "Грифон". 2018
Марк Мельников "Потерянный город". 2019. Фотограф Наталья Дегтярёва
Марк Мельников "Потерянный город". 2019. Фотограф Наталья Дегтярёва

Несмотря на свои мрачные образы, Марк старается смотреть на искусство с оптимизмом и воспринимать жизнь с юмором. Он убеждён, что самое безопасное применение тёмных мыслей – это их превращение в арт-объекты. Таким образом, внутри освобождается место для чего-то нового, и этот подход помогает художнику избегать эмоционального выгорания, неизбежно сопутствовавшего ему в прошлом.