А ЕСТЬ ЛИ БЛАГО
 / 

Написать нам

А ЕСТЬ ЛИ БЛАГО

В августе 2021 года художники из России, Беларуси и Украины придумали проект, который носит неразрывную связь с тем, что происходит во всем мире – перманентно и буквально сейчас.

Contemporary art

Автор: Софи Сонзари   

Культура существует для того, чтобы предвосхищать действительность.

А ЕСТЬ ЛИ БЛАГО

Какова вероятность при написании статьи обнаружить среди десятков тысяч заметок ту самую, выведенную в заголовок цитату неизвестного автора (датированную 17 января 2014 года), как и ‘Какова цель культуры’ – вопросы риторические. Но вот что важно.

В августе 2021 года художники из России, Беларуси и Украины придумали проект, который носит неразрывную связь с тем, что происходит во всем мире – перманентно и буквально сейчас.

Выдающаяся художница по образам и арт-директор Ирина Евсеенко в команде с дизайнером Натальей Дорогиной и фотографом Вадимом Яцун выступила в качестве продюсера проекта и организатора. Идея воплотилась в фотопроекте «Благо», которому предшествовали и другие, особо отмеченные арт-сообществом и тепло принятые в прессе. 

Работы Ирины Евсеенко поражают исключительной эмоциональностью, всплесками цвета, зоркостью и острым вниманием художницы к внутреннему содержанию объекту съемки. Ирина изучает переплетение элементов воображаемого и реального, конструируя собственную вселенную, собственную Метаверс. В идейном плане ее фотоработы интересны привлечением внимания к глобальным проблемам, касающимся экологии, а также к таким тонким и сложным темам как насилие и травма. Одновременно с этим, Художница экспериментирует с разными техниками, начиная от работы с образом до фотографии и коллажа.

ЧТО ЕСТЬ БЛАГО

На первый, неброский взгляд кадры транслируют идею «Мира во всем мире». Цветовая композиция, белые голуби на пальцах и девушка, увенчанная тиарой с голубем, покрывающим весь земной шар – как символ – идея некого Всеобщего Блага.

Символика кажется старой, как сам мир. К Ною после Великого потопа возвращается голубь с оливковой ветвью в клюве, принеся радостную весть – на планете снова есть суша. Но, вступая в сегодняшний культурный и историко-политический контекст, продолжает ли идея нести однозначный посыл?

Даже в 40-е годы XX века художник Пабло Пикассо, увековечивший во всем мире эмблему белого голубя, отзывался о них не очень одухотворенно: «Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!» Задержите мысль.

Все в мире говорит. Из одежды, полутонов света, цвета и светотени, силуэтов, эмоций лица и движений тела – рождается свой язык.

ЯЗЫК ДЕВУШКИ ГОВОРИТ СВОЮ ИСТОРИЮ – О ДВОЙСТВЕННОСТИ МИРА

Разглядывание кадров один за другим – 7-11-25 минут – постепенно подключает критическое мышление и неизбежно приводит к вопросам:

Почему голуби на руках «несут мир» со стилетами?

Почему невесомое и свободное платье смыкается цепью на шее?

Почему ряд полуобнаженных зубов выражает оскал?

Почему ее лицо и тело пронизано силуэтом дырявых теней?

Почему диадема усеяна «терновыми» шипами? А поза и прикрытые глаза напоминают мученика больше, чем освободителя?

Эпатажные образы – сочные, кричащие, роскошные – словно отвлекают от главного.

Синий – холодный синий, зыбкий, неизвестный – рождает тревогу и обеспокоенность, но вместе с тем желание отрезвиться, остановиться и усомниться в транслируемых миром идеях.

Сколько раз в человеческой истории под маской созидающего начала может подаваться гнилое, несущее разрушение в мир?

ИДЕЯ – В ДУАЛЬНОСТИ МИРА. В ТОМ, КАК ПОД ЭМБЛЕМОЙ ОБЩЕПРИЗНАННОГО «ХОРОШЕГО» МОЖЕТ ПОДАВАТЬСЯ ХАОС И РАЗРУШЕНИЕ. 

НО ГЛАВНЫЙ ВОПРОС В ТОМ, ЧТОБЫ ОТЛИЧИТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО


В амбивалентном образе девушки есть другая сторона.

В мире постправды, подмены новостей медиаподделкой, информационной войны, использующей за оружие пропаганду и провокацию – все становится двойственным.

Именно из-за того, что в мире все так искажено – добру приходится себя отстаивать. Отстаивать свою безопасность через силу. Ему приходится брать роль «завоевателя», как хрупкой девушке с фотографий – выражать свой оскал и показывать стилеты, чтобы охранять правду в мире.

На протяжении истории с наибольшей вероятностью именно те идеи, которые активно распространяются большей частью мирового сообщества и транслируются «за благо», при непротивлении остальной части мира – оказываются наиболее опасны для человечества.

В современном мире пацифизм может оказаться опаснее, потому что дает пропаганде свободу. Даже если не принимать ни одну из сторон и быть «против войн» в целом – приходится выбирать, поскольку сопротивление эфемерному, активно выставляемому всем миром напоказ «злу» позволяет совершать зло истинное. Сегодня как никогда добро и зло перестало быть очевидным. А что остается идеям истинным?

МИР ДОСТИГАЕТСЯ НЕ ВСЕГДА ЧЕРЕЗ МИР.

ДОБРО ВЫНУЖДЕНО СЕБЯ ОТСТАИВАТЬ

В фотопроекте «Благо» сталкиваются два встречных потока, две встречные идеи: тотального хаоса и разрушения, переодевшегося в светлую идею Всеобщего Блага, и едва уловимой, истонченной правды, которая не может себе более позволить оставаться хрупкой. Можно охранять свою безопасность, демонстрируя свою силу. На уровне личности, государства и всего мира. 

 Храни свой мир.

КОМАНДА ПРОЕКТА:

Художник по костюмам, арт-директор и продюсер: Ирина Евсеенко

Арт-директор, дизайнер аксессуаров: Наталья Дорогина

Ассистенты: Татьяна Татаркина, Ирина Сурова

Визаж и прическа: Маруся Калинина

Фотограф: Вадим Яцун

Художник по свету: Тимофей Пасечник.